Источники конфликтов

Источники конфликтов
Источники конфликтов

 

«Внутренний мир — начало всех внешних мирских конфликтов». Нестор Уваров.

   Как все мы знаем, конфликты не берутся ниоткуда, на пустом месте не возникают. Всегда есть причина, пусть не всегда она явная и понятная обоим партнерам, но она всегда есть. Поэтому интересным является установить, что же является источником конфликта или с чего и как конфликты начинаются.

   Установление источников противоречия дело тонкое и необходимое с целью сведения конфликта на нет, и выхода из неприятной ситуации. Чтобы облегчить поисковую задачу разберемся с цепочкой явлений, которые предшествуют возникновению конфликта между людьми. То есть выявим критические точки, в которых возможно развитие ситуации как конфликтной.

   Наша жизнь — это череда ситуаций, которые мы проживаем и прочувствуем. Ряд ситуаций строится на нашем взаимодействии с окружающими людьми, например, родными, коллегами по работе, случайными незнакомцами и незнакомками. Они-то (ситуации взаимодействия с окружающими) нас и интересуют.

Итак, в чем же источники конфликтов, в чем их начало?

Во-первых, есть ситуация взаимодействия

   Сама по себе ни одна ситуация ни хороша, ни плоха, она лишь существует как факт. Другое дело, что любую ситуацию мы воспринимаем и интерпретируем исходя из нашей собственной субъективной оценки. Таким образом, внутренне решая для себя, в какую категорию ее определить: «всё в порядке или «что-то не так». При этом оценка даётся нами зачастую молниеносно и неосознанно. Все эти процессы вполне естественны и связаны скорее с рефлексами человека, способствующими его выживанию и сохранению здоровья (физического, а равно психического) в этом Мире. Так как мы разбираем причины конфликта, то следующим элементом нашей последовательной цепочки на пути к самому конфликту будет оценка ситуации как конфликтной («что-то не так»), строящаяся на нашей субъективной интерпретации ситуации как таковой.

   После того, как нами принята позиция настороженной, агрессивной обстановки, то и линию поведения мы выбираем соответствующую. Тут следует отметить, что в общем смысле существует два направления поведения – либо избегание, либо нападение (по крайней мере, для начала — демонстрация нападения). После выбора конкретной модели поведения, мы начинаем вести себя в ситуации уже в соответствии с выбранной тактикой, в результате чего возникает конфликт. Да и вполне естественно, что конфликтное поведение (даже вначале и лишь одного участника взаимодействия) способно привести к конфликту.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка:

  1. Ситуация взаимодействия.
  2. Восприятие и интерпретация ситуации.
  3. Оценка ситуации как конфликтной.
  4. Поведение, соответствующее конфликтной ситуации.
  5. Конфликт.

   Разложив на вышеперечисленные составляющие становятся более очевидными критические точки, в которых возможно погашение конфликта. 

Итак, можно распознать три таких момента, являющихся своеобразными источниками конфликтов:

  • Когда мы воспринимаем ситуацию и наделяем её своей субъективной оценкой. Именно субъективной, поскольку то, что мы видим в ситуации враждебность, негативность, может быть причиной лишь нашего непонимания партнера, наших страхов, нашей закрытости и прочего.
  • После оценки ситуации в негативном плане, мы опять-таки сами выбираем модель поведения: поддержать ситуацию в негативном плане и отреагировать как оппозиционная сторона или изменить стратегию поведения на дружелюбную.
  • На стадии выражения нашего настороженного, агрессивного поведения конфликт также может быть ещё предотвращен, если партнер, с которым происходит общение в данной ситуации, пройдя предшествующие стадии, будет реагировать в позитивном отношении вне зависимости от его субъективной оценки ситуации и нашего поведения. Тогда и мы опять-таки можем или настаивать на развитии конфликта, или перенять неконфликтное, мирное поведение партнера.

   Наше поведение, наши реакции носят чаще неосознаваемый характер, что обусловлено такими чертами личности, как импульсивность, эмоциональность, несдержанность, да и вообще природой человека. И вовсе не нужно идти против своей природы, своего характера, просто стоит обратить внимание на те точки взаимодействия с окружающими людьми, в которых еще есть возможность изменить тактику своего поведения и перенаправить ситуацию из конфликтной в мирное русло, где возможно посредством договоренности с партнером решить проблемы. Особенно когда один (или несколько) конфликтов уже состоялись, вы дали возможность каждому «выпустить пар» и высказаться, стоит ли продолжать череду уже пустых и не содержательных упреков, обидных фраз?!

   Возможность избегания кризисов, возникающих из конфликтов, повышается при желании обоих партнеров к конструктивным решениям проблем.

   «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать всё в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас», Далай Лама.

   Давайте будем более терпимыми и внимательными друг к другу! Это не значит, что все свои недовольства и переживания нужно похоронить в себе — нет, ни в коем случае!!! (это столь же опасно для нашего здоровья, как и переживание кризисов). Поэтому самый оптимальный выход — это стремление к пониманию и договоренности, даже в мелочах.

    Всем успехов в саморазвитии, самосовершенствовании!

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *